Прозрачный расчет

Ульяновская область стала лучшей по эффективности госзакупок

16.01.2018 в 16:34, просмотров: 709

Ульяновская область вошла в число лидеров рейтинга эффективности региональных госзакупок по итогам 1-го полугодия 2017 года. Регионы оценивали Аналитический центр при Правительстве РФ и компания «Закупки360». На первое место ульяновцы поднялись с 27-го. Вместе с ульяновцами в число передовиков попали Кемеровская область и Хабаровский край. 

Прозрачный расчет
Фото: 57.rodina.news

«Лучшей по госзакупкам» Ульяновская область, по мнению аналитиков, стала благодаря снижению числа нарушений, выявленных ФАС России. Общая оценка формировалась из результатов в нескольких подрейтингах. В частности, регион вырос сразу на 32 позиции в подрейтинге конфликтности. А он, как уточнили в аналитическом центре, рассчитывается на основе числа обоснованных жалоб в ФАС.

Кроме того, на позицию Ульяновской области повлияло то, что изменилась сама методика расчетов рейтинга. Аналитики заменили показатель среднего числа участников закупок на средневзвешенное число участников закупок. В качестве весов используется начальная (максимальная) цена закупки. Возросла роль конкуренции на крупных закупках, и в этом подрейтинге регион поднялся сразу на 25 позиций.

Сами чиновники считают, что государственные и муниципальные закупки — «один из важнейших инструментов развития конкуренции, взаимодействия бизнеса и власти, а принцип открытости и прозрачности при их проведении позволяет сохранить бюджетные средства» (цитата ульяновского губернатора Сергея Морозова).

По официальным данным, за 11 месяцев 2017 года экономия средств областной казны в результате снижения начальных цен контрактов составила 613 миллионов рублей на региональном уровне и 359 миллионов рублей — на уровне муниципалитетов.

Но действительно ли все так радужно?

А УФАС против

В Управлении ФАС по Ульяновской области нам предоставили совсем другие данные.

— Методика составления данного рейтинга нам неизвестна. У управления сведения не запрашивались. Цифры по обоснованным жалобам у нас совсем другие: в первом полугодии их было 30%, а по данным Аналитического центра при Правительстве РФ — 0,08%. В первом полугодии 2016 года их было 34,7% (по данным аналитического центра — 0,17%). Таким образом, по мнению наших специалистов, ситуация с обоснованными жалобами за последние три года в регионе существенно не изменилась, — пояснила пресс-секретарь Ульяновского УФАС России Елена Константинова.

В прошлом году в УФАС рассмотрели несколько масштабных дел, касающихся нарушений 44-ФЗ, регламентирующего проведение госзакупок. Год назад специалисты управления нашли нарушения и признали обоснованной жалобу на положения документации об электронном аукционе на строительство большой школы (на 1100 учеников) в Ленинском районе Ульяновска. Начальная (максимальная) цена контракта составила 811 миллионов рублей. В документах на аукцион была указана необходимость осуществить поставку мебели, электронного офисного оборудования, медицинского оборудования и так далее. Технологически и функционально это не связано с предметом закупки и, соответственно, ограничивает число участников аукциона. То есть заказ мог предназначаться для кого-то «своего».

Целый ряд нарушений, выявленных УФАС, был связан с аукционами на ремонт дорог. Заявки некоторых участников закупок отклоняли, несмотря на то что они соответствовали требованиям документации. И такие случаи далеко не единичны.

Дела, связанные с нарушением в проведении госзакупок, есть и в копилке региональной прокуратуры. Одна из прошлогодних историй — закупка автомобиля Toyota Alphard для нужд Управления делами Ульяновской области. Стоимость авто — 4,4 миллиона рублей.

— В аукционной документации были указаны технические характеристики транспортного средства, которые соответствуют исключительно автомобилю Toyota Alphard. А это повлекло за собой ограничение количества участников закупки. Аукционная комиссия признала заявку единственного участника закупки соответствующей требованиям аукционной документации. Хотя в первой части заявки отсутствовали конкретные показатели — товарный знак, фирменное наименование и так далее. В итоге заключенный с грубыми нарушениями контракт был исполнен и оплачен, — рассказали в прокуратуре.

На ошибках учатся

Сами чиновники утверждают, что исправляются. В Министерстве развития конкуренции и экономики Ульяновской области пояснили, что в начале прошлого года систему проведения госзакупок в регионе скорректировали, что «позволило повысить уровень конкуренции и эффективности расходования средств».

— Мы стараемся проводить закупки в электронном формате, так как это обеспечивает прозрачность и открытость процесса. Наиболее показательным результатом этой работы является рост доверия малого бизнеса к системе государственных закупок. В 2017 году среднее количество участников конкурентных процедур достигло необходимых трех, — пояснил министр развития конкуренции и экономики региона Рустем Давлятшин.

— Ответственные за организацию госзакупок часто были критикуемы и нами, и общественностью. Это очень сложная, трудоемкая сфера, где пока, увы, не обходится без ошибок. До идеала еще далеко. Часто возникают претензии технического характера. Но что радует, ульяновская власть реагирует на наши замечания и критику конструктивно. Далеко не везде чиновники идут на контакт с представителями общественности, — говорит руководитель региональной рабочей группы Общероссийского народного фронта в Ульяновской области «Честная и эффективная экономика» Рустам Садыков.

По его словам, в плане подготовки аукционной документации серьезно подтянулись дорожники. Представители закупочных комиссий, региональных госзаказчиков начали проходить обучение на площадке Ульяновского государственного университета. Это хотя бы дает гарантию того, что теперь списать ошибки на незнание тонкостей проведения госзакупок не удастся.

Кроме того, следить за процессом будут и общественники.

— В последнее время мы все чаще слышим ульяновцев, выражающих недовольство проведением некоторых аукционов. Пресекать случаи расходования бюджетных средств на приобретение для органов власти, к примеру, чрезмерно дорогих автомобилей или оргтехники невозможно, когда процедура торгов уже запущена. Поэтому палаты справедливости, которые работают в Ульяновской области, возьмут на себя контроль за госзакупками уже на стадии планирования. Федеральный закон № 44-ФЗ предоставляет институтам гражданского общества подобную возможность, — пояснила заместитель директора аппарата Общественной палаты Ульяновской области Наталья Чередова.