Возвращение домой

В Ульяновске спустя 20 лет возродили полк военно-транспортной авиации

В Ульяновске испытали в полете первый самолет Ил-76МД возрожденного 235-го полка военно-транспортной авиации. Подразделение расположилось на территории международного аэропорта Ульяновск-Восточный, имеющего одну из самых длинных взлетных полос в мире. Ее длина — пять километров, ширина — 105 метров. Аэропорт построили как экспериментальный аэродром, испытательную базу для расположенного неподалеку авиазавода «Авиастар-СП», выпускавшего знаменитые «Русланы».

В Ульяновске спустя 20 лет возродили полк военно-транспортной авиации
Фото: Виктория Чернышева

Хорошее соседство

В Ульяновск-Восточный прибыли девять самолетов Ил-76МД. Они составили основу 235-го военно-транспортного авиаполка, вошедшего в состав 18-й военно-транспортной авиационной дивизии. Окончательно авиаполк планируют сформировать в Ульяновске до конца нынешнего года. Кроме Ил-76МД, он будет включать самолеты Ан-2.

— Для нас это возвращение в родные места. Более 20 лет назад на ульяновской земле уже базировался 235-й полк. Также заново на оренбургской земле сформирована 18-я дивизия военно-транспортной авиации, — пояснил командующий ВТА, генерал-лейтенант Владимир Бенедиктов.

Фото: Виктория Чернышева

История полка такова. Изначально его сформировали осенью 1989 года на аэродроме Сеща Брянской области. В состав полка вошли две эскадрильи на самолетах Ан-124 «Руслан» и одна эскадрилья на самолетах Ил-76. Воздушные суда перевозили личный состав, технику и грузы как в пределах Советского Союза, так и за рубеж, участвовали в операциях в горячих точках.

В феврале 1995 года полк перебазировали в Ульяновск, но через три года он был расформирован. Возродили его только через 20 лет, на базе фондов войсковой части 45097-2 «Ан-2».

Как рассказал Владимир Бенедиктов, подготовку к приему военнослужащих провели в очень сжатые сроки. На территории аэропорта всего за четыре месяца построили все необходимые здания, сооружения, спецплощадки. В том числе огромный штаб, где будет проходить в том числе переобучение пилотов. Девять Ил-76МД будут дополнены новыми самолетами Ил-76МД-90А, серийное производство которых запущено на «Авиастаре». Они имеют новую авионику — стеклянную кабину, цифровое управление, модернизированные двигатели, улучшенные топливные характеристики, усовершенствованное крыло, усиленное шасси, повышенную грузоподъемность.

В 2009 году было принято решение, что ульяновский авиазавод построит для Минoбороны РФ почти четыре десятка модернизированных воздушных судов. Военно-транспортная авиация уже получила два новых ульяновских самолета. Обучение полетам на них проводится в центре подготовки летного состава ВТА в городе Иваново.

Близость к авиазаводу, где строят новые Ил-76МД, также повлияла на выбор места дислокации полка. В Ульяновске, помимо прочего, еще и модернизируют самолеты Ан-124-100, которые также эксплуатируются ВТА. Так что не исключено, что в перспективе в Ульяновске будут базироваться и другие «Русланы», а также средние военно-транспортные самолеты Ил-276.

Задачи, которые будет выполнять полк, типовые: перевозка и десантирование военнослужащих, обеспечение деятельности различных родов и видов войск.

К слову, для самого «Авиастара» это соседство выгодно. По словам управляющего директора «Авиастар-СП» Сергея Юрасова, предприятию сложно было в одиночку содержать столь большой и дорогой актив. А теперь обслуживание аэродрома можно будет совместно поднять на новый уровень.

Фото: Виктория Чернышева

Первая смена

Первая летная смена на Ил-76МД длилась почти 2,5 часа. На протяжении этого времени летный персонал проверял, как работают все системы самолета. После этого воздушное судно благополучно приземлилось.

— Это необходимая процедура: так как самолеты были переданы нам из других частей, наша задача — проверить исправность авиатехники. После того как результаты будут получены, мы примем решение об использовании самолета. Но, скажу сразу, скорее всего, оно будет положительным. По такой технологии будут испытаны все девять самолетов, их облетают, а затем переведут в состояние исправной авиатехники, — рассказал командир эскадрильи 235-го полка ВТА, подполковник Ипатов.

По словам военнослужащих, в Ульяновске их приняли хорошо: понравилось здание штаба эскадрильи, удобные классы для летчиков: «На аэродроме сделали все, чтобы мы сразу смогли приступить к работе, и это радует».

Фото: Виктория Чернышева

Имя для «Руслана»

Параллельно с прибытием в Ульяновск самолетов Ил-76МД произошли еще два важных события. Из стен авиазавода вывезли топливозаправщик Ил-78М-90А. Самолет отправился на летно-испытательную станцию, расположенную на территории аэропорта Ульяновск-Восточный.

Это первый собранный в России топливозаправщик: раньше их серийно производили в Ташкентском авиационном производственном объединении имени Чкалова. Самолет создан на базе Ил-76МД-90А. Он имеет модифицированное крыло, дополнительные топливные баки емкостью 50 тонн каждый, новые усовершенствованные двигатели с пониженным расходом топлива и современную авионику, как у базовой модели.

Ил-78М-90А планируют сделать основным российским топливозаправщиком, приспособленным для дозаправки в воздухе. Одновременно воздушное судно может заправлять два самолета фронтовой авиации типа Су-27 и МиГ-29. С хвостовой части фюзеляжа будут заправляться самолеты дальней и специальной авиации, на земле одновременно можно будет обеспечить горючим сразу четыре воздушных судна.

Как уточнил вице-президент Объединенной авиастроительной корпорации по транспортной авиации Алексей Рогозин, в декабре топливозаправщик должен совершить первый полет. В войска он начнет поступать в ближайшие годы.

К слову, топливозаправщик можно использовать и для перевозок военнослужащих: у него имеется рампа и десантное оборудование. А если установить на нем систему пожаротушения, он пригодится и в МЧС.

Второе событие — присвоение модернизированному «Руслану» имени авиаконструктора Олега Антонова. У самолета Военно-транспортной авиации обновили планер и авионику: теперь он сможет летать до 2040 года.

— Этот «Руслан» был произведен в 1986 году в Ульяновске, он создан коллективом конструкторов во главе с Олегом Антоновым. В этой работе ему помогали многие советские научные, отраслевые институты. Таким образом, мы сегодня являемся преемниками тех традиций, которые были заложены Антоновым, — отметил Алексей Рогозин.

В Ульяновске выпустили две трети серийных самолетов «Руслан». Теперь на «Авиастаре» их ремонтируют и модернизируют.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №51 от 13 декабря 2017

Заголовок в газете: Возвращение домой

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру