«Расхититель костей»

В Ульяновске уволили известного ученого-палеонтолога, основавшего уникальный музей

В Ульяновске разгорелся «культурный» скандал: местные чиновники расторгли договор с известным ученым-палеонтологом, бессменным руководителем Ундоровского палеонтологического музея Владимиром Ефимовым. Формально причину увольнения объяснили тем, что ему пора на отдых, а дело нужно оставить молодым и активным. Но с большой долей вероятности можно предположить, что причина в другом — в деньгах, которые, как ожидается, выделят на строительство нового музея и создание в окрестностях Ундор геопарка.

В Ульяновске уволили известного ученого-палеонтолога, основавшего уникальный музей
Фото: Виктория Чернышева

Разрешили консультировать

Ундоровский музей вырос из школы. В 1985 году Владимир Ефимов, занимавшийся научными исследованиями на волжском берегу, создал экспозицию при сельском учебном заведении. Потом музей стал народным. А в 1991 году его присоединили в качестве филиала к Ульяновскому областному краеведческому музею.

С 2014 года Ундоровский музей стал самостоятельным и получил статус ОГБУК (областного государственного бюджетного учреждения культуры). Все эти годы им заведовал Владимир Михайлович. Ундоры стали для него местом, где он сделал массу открытий. Нашел останки неизвестного вида ихтиозавра, названного им ундорозавром, обнаружил месторождение редкого поделочного камня симбирцита (имя ему тоже дал Ефимов).

Волжский берег в Ундорах, где находят редких ископаемых, сейчас имеет статус палеонтологического заказника. А недавно губернатор Сергей Морозов предложил создать здесь геопарк, что повысило бы «ранг» этого уникального места. И, возможно, попробовать включить его в сеть ЮНЕСКО. Для региона это был бы значимый бонус.

Ефимова попросили подготовить концепцию будущего геопарка, что он и сделал. Проект передали областным архитекторам, которые должны были проектировать новый палеонтологический музей.

А спустя буквально несколько дней Владимиру Михайловичу объявили о том, что контракт с ним продлен не будет. Вот официальное письмо Министерства искусства и культурной политики региона:

«Мы с большим уважением относимся к Владимиру Михайловичу Ефимову как ученому, исследователю, человеку, увлеченному научной деятельностью. Он действительно внес ощутимый вклад в развитие темы палеонтологии на территории Ульяновской области, его открытия знают и за пределами нашего региона. Мы с почтением и пониманием относимся и к тому, что и в свои 64 года он продолжает вести эту тему, болеет за нее душой.

Между тем, в данный момент стоит вопрос дальнейшего масштабного развития Ундоровского палеонтологического музея. Современные реалии и задачи, которые ставит перед нами государство, требуют того, чтобы музеи предоставляли своим посетителям новые форматы выставочной, экскурсионной, творческой составляющей. Он должен развиваться. Также в Ундорах запланирована большая работа по организации геопарка.

Все это потребует больших усилий, полной самоотдачи и очень напряженной работы – это действительно глобальный проект.  

Контракт с Владимиром Ефимовым был приостановлен в связи с окончанием его срока. Между тем, Владимиру Михайловичу, безусловно, будет предложено остаться работать в музее, по его желанию, заниматься научной работой, тем, что ему действительно близко».

По сути, ученому, который до сих пор ездит на раскопки в разные регионы России и другие страны (недавно, например, вернулся из Казахстана) дали понять, что он для нового проекта слишком старый и неактивный. Возглавлять дальше музей, который он создал 30 лет назад, не может. И предложили стать научным консультантом.

Фото: Виктория Чернышева

«Карательная» экспедиция 

Далее события развивались с космической скоростью. Владимир Михайлович, узнав о том, что договор с ним расторгли, отказался от почетных грамот и подарков. И заявил, что не будет его, не будет и музея.

Заявление это не голословное: основа экспозиции — коллекция самого Ефимова, который собирал ее на протяжении долгих лет. Причем не только на территории Ульяновской области, но и далеко за ее пределами. Большую часть экспонатов ученый собрал, когда писал кандидатскую — это было задолго до того, как берег Волги в районе Ундор стал палеонтологическим заказником. И по закону, все найденные им в то время палеонтологические артефакты могут принадлежать ему.

Есть еще один важный момент. Волга размывает каждый год обрывистый правый берег, обнажая новые слои с ископаемыми. Раскапывать их нужно оперативно, пока не произошел оползень, который погребет под собой раритеты. Ефимов сообщал об этом в Минкульт, просил средства на проведение раскопок, препарирование, хранение экспонатов. Но ему постоянно отказывали. Тогда ученый вкладывал собственные средства. По сути, если бы не он, не видать бы музею раритетов, которые являются жемчужинами коллекции.

А потому после того, как было объявлено о расторжении договора, Ефимов забрал из музея все, что ему принадлежало (и это было документально оформлено). Этот шаг вызвал крайне негативную реакцию в «культуре». Видимо, чиновники полагали, что Владимир Михайлович мирно передаст хозяйство преемнику и займется своими «пенсионными» делами.

Фото: Виктория Чернышева

В Ундоровский музей приехала «карательная» (как охарактеризовал ее ученый) экспедиция, состоящая из его коллег-музейщиков. Вместе с ними прибыли представители правоохранительных органов — проверять, нет ли нарушений.

— Нарушения можно найти у любого, придраться можно хоть к столбу. Меня могут обвинить, например, в том, что я изменил траекторию Луны. Меня же оскорбляет то, как они отнеслись к моей работе, которой я посвятил всю жизнь. Финансирование музея было очень скудное: средства давали только на зарплату сотрудникам и коммуналку. Мы выполняли план по дополнительным доходам. В прошлом году заработали четверть миллиона рублей — для сельского музея это значимая сумма. Но Минкульт из наших же денег заплатил нам за коммуналку. Мы же строили планы, хотели купить новый компьютер, приобрести экспонаты, — рассказывает ученый.

Сейчас музей не работает: комната сотрудников опечатана (кстати, все столы и стулья, а также компьютер Владимир Михайлович приобрел на свои деньги), экспонаты коллекции описывают. Половина сотрудников написала заявления об увольнении, остальные находятся в состоянии глубокого стресса. Что будет дальше, не знает никто.

Фото: Виктория Чернышева

Но председатель комиссии, которая проводит проверку, директор Ульяновского областного художественного музея Сергей Жданов, уже обозначил в соцсетях свою позицию: «Там полный букет нарушений, и предупреждения были высказаны еще по итогам первой проверки давно, но их не учли, точнее учли, но с выгодой для себя… Ефимов — это не музей…».

Остается ждать, пока Владимира Михайловича официально назовут «расхитителем костей».

Фото: Виктория Чернышева

Кость в горле

Понять, кому и зачем понадобился сельский музей, пусть и с уникальными экспонатами, но требующий огромных вложений, оказалось несложно. Владимир Михайлович обмолвился, что якобы китайцы, намеревающиеся построить в Ульяновской области цементный завод, обязались вложить в геопарк и строительство нового музея 40 миллионов рублей. Сумма приличная и привлекательная. А потому желание поставить на ее освоение кого-то «помоложе и поактивнее», а еще и посговорчивее, чем Ефимов, понятна.

Ученый неоднократно пытался выяснить у чиновников, почему с музейщиков требуют, но развиваться не помогают. А, напротив, скорее вставляют палки в колеса. Выносить сор из избы в культурной среде не принято, а потому открытое письмо Ефимова, которое в прошлом году опубликовали ульяновские СМИ, видимо, стало «костью в горле». Как только появились денежные перспективы, неугодного ученого решили убрать.

Коллеги Владимира Михайловича из других регионов возмущены. Они намерены писать петицию в защиту ученого, обращаться во все инстанции, вплоть до президента России.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №45 от 1 ноября 2017

Заголовок в газете: «Расхититель костей»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру