Открыли «Маму»

В Ульяновске заработал перинатальный центр

В Ульяновске состоялось знаковое событие — открыли перинатальный центр «Мама». Высокотехнологичный объект рассчитан на 3,5 тысячи родов в год. Одновременно в перинатальном центре могут находиться 50 рожениц, 60 женщин с патологией беременности. Только что родившие мамы смогут находиться при необходимости рядом со своими малышами — в отделении патологии новорожденных, рассчитанном на 50 коек. В центре будут трудиться около 130 врачей и 280 средних и младших медработников.

В Ульяновске заработал перинатальный центр
Фото: Виктория Чернышева

В «Маму» в общей сложности было вложено 2,5 миллиарда рублей: чуть более двух миллиардов из федерального бюджета и оставшееся — из региональной казны.

Перинатальный центр достраивался сложно: сроки его сдачи несколько раз передвигали. Изначально объект должны были сдать в конце 2016 года, затем «день Х» перенесли на начало октября 2017-го. В итоге в конце декабря прошлого года генеральный подрядчик — корпорация «Ростех» — получила-таки заключение о соответствии (ЗОС) и акт о вводе в эксплуатацию. В последующие месяцы проводилось лицензирование объекта. На момент официального открытия в «Маме» на свет появились шесть малышей — три мальчика и три девочки.

Фото: Виктория Чернышева

Не скоро дело делается

О том, почему сроки открытия центра переносились, нам рассказал заместитель генерального директора корпорации «Ростех» Николай Волобуев:

— «Ростех» являлся проектировщиком, заказчиком, строителем 15-ти из 32-х перинатальных центров, которые строились в России по федеральной программе. Также задачей нашей корпорации было оснастить центры и получить разрешение на ввод в эксплуатацию. На каждой стадии были свои субподрядчики. Временной отрезок на строительство был выделен короткий — всего 3 года.

В самом начале пути нам было рекомендовано использовать проект повторного применения: уже построенного в 2008 году перинатального центра (подобные есть в Краснодаре и Саратове). И это была наша ошибка. Проект был действительно удобным, но он устарел морально (медобъекты, тем более с высокотехнологичным оборудованием,  устаревают уже через 3 года). Нам пришлось практически на ходу его переделывать, привязывать к конкретным местностям, учитывать количество коек (от 110 до 170) и, соответственно, квадратных метров и оборудования.

Другая наша ошибка — мы честно поступали по закону и привлекали подрядчиков по конкурсу. В Оренбурге нам повезло, мы уложились в строки: там был добросовестный местный подрядчик, с приличными оборотными средствами. У него была ответственность перед местными жителями, властями. А потому все работы были сделаны вовремя.

В Ульяновске мы сменили несколько подрядчиков. Один — московская компания, выигравшая конкурс — представила фальшивую банковскую гарантию. Разбирательства идут до сих пор, дело на контроле у генпрокурора.

Еще один момент. Программа задумывалась в 2013 году, цены учитывались 2014 года, а с тех пор многое изменилось. Плюс, перед нами поставили задачу поставить большую часть оборудования (не менее 60%) отечественного производства. Нашим холдинговым компаниям удалось сделать многое — например, «Швабе» активно работали над совершенствованием кювезов (инкубаторы с прозрачными стенками. — Ред.), которые должны были быть не хуже японских или швейцарских. В перинатальный центр поставили наши рентгеновские аппараты и медицинскую мебель, которая раньше вообще не выпускалась.

Фото: Виктория Чернышева

Постоянная корректировка проектной документации привела к тому, что строительные акты поступали с опозданием, а финансирование шло через авансирование… Но наш третий подрядчик успешно справился со всеми работами. На стройплощадке я был в ноябре прошлого года, на совещании ставил перед строителями жесткую задачу — выйти в декабре на получение ЗОС. Тогда мне смутно верилось, что мы это сделаем. Но сделали!

Фото: Виктория Чернышева

«Новинка даже для Израиля»

В перинатальном центре установили оборудование, которое есть не в каждом регионе. К примеру, здесь будут применять тотальную гипотермию на израильском аппарате: если ребенок родился с гипоксией, его температуру тела снизят, чтобы не пострадал головной мозг. Пока этот метод терапии — новинка даже для Израиля.

— У нас есть эндоскопическая стойка для фетальной хирургии, когда операции проводятся, когда плод находится в утробе матери. Такое оборудование в России есть лишь в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. В палате интенсивной терапии отделения реанимации для новорожденных имеется аппарат искусственной вентиляции легких с индивидуальным режимом для каждого ребенка, современная система слежения за пульсом, дыханием, температурой. В реанимации применяется методика «кенгуру» — специальные кресла, в которых мама сможет быть рядом с малышом, даже если он на системе, — рассказала главврач детской областной больницы Анна Лебедько. — Мы будем выхаживать детей, родившихся с массой от 500 граммов. А два специально оборудованных реанимобиля позволят доставлять к нам новорожденных или рожающих женщин из любого уголка области.

Фото: Виктория Чернышева

Пациентки перинатального центра смогут снять стресс в комнате релаксации, а также в сенсорной комнате, где мам, вынашивающих второго или третьего (и так далее) ребенка примут вместе с их старшими детьми. А в родовом зале есть не только функциональная кровать-трансформер, которая превращается в родильное кресло, но и фитболы — для того, чтобы облегчить схватки.

Жительница Ульяновска Ольга Князева, ожидающая второго ребенка — мальчика, попала в перинатальный центр по направлению из женской консультации. Лечащий врач настоятельно рекомендовал ей госпитализацию, хотя сама Ольга сомневалась.

— И, получается, положили не зря: по показаниям. Сейчас я прохожу терапию, здесь очень уютно, персонал обходительный, внимательный. Мне все нравится, — рассказала молодая женщина.

Фото: Виктория Чернышева

По данным медиков, сегодня около 60% беременных имеют те или иные патологии. Но это не значит, что дети появятся на свет с отклонениями. А благодаря тому, что теперь их будет принимать высокотехнологичный перинатальный центр, риск уменьшится в разы.

— В 2017 году в Ульяновской области удалось снизить младенческую смертность на 25%, достигнув показателя 5,1 на 1 тысячу родившихся, что ниже среднего по России. Это замечательный результат, и вы достигли его потому, что сумели выстроить трехуровневую систему охраны материнства и детства. Сейчас эта система замкнулась на головном перинатальном центре. Мы очень рады, что здесь есть самое современное оборудование, которое позволяет развивать вспомогательные технологии, выхаживать детей с экстремально низкой массой тела, а  женщинам с патологиями — рожать без дополнительных рисков, — сказала Вероника Скворцова, министр здравоохранения РФ, присутствовавшая на церемонии открытия центра.

Фото: Виктория Чернышева

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №12 от 14 марта 2018

Заголовок в газете: Открыли «Маму»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру