Курс на электробусы

В Ульяновске рассказали о будущем общественного транспорта

На прошедшем в Ульяновске заседании президиума Госсовета под председательством президента РФ Владимира Путина обсудили насущную проблему — развитие пассажирских перевозок. В числе главных трендов называлось внедрение высокотехнологичных разработок: «умных» остановок, мультимодальных перевозок, а также электромобилей. Последние, с учетом сложной экологической обстановки во многих крупных городах, уже в скором времени станут не роскошью, а жизненной необходимостью. 

В Ульяновске рассказали о будущем общественного транспорта
Фото: Виктория Чернышева

Электробус как тренд

Более 30 экспонатов выставки высокотехнологичного пассажирского транспорта разместилось перед зданием ульяновского наноцентра ULNANOTECH. Накануне приезда президента здесь «припарковали» новейший вагон метро, новую электричку с яркими сиденьями, современный, разительно отличающийся от старенькой «Татры» трамвайный вагон, несколько разных электробусов. «Это новейшие отечественные разработки», — пояснили организаторы.

Электробусы стали одним из «гвоздей» выставки. «Группа ГАЗ» показала модель, способную подзаряжаться прямо на маршруте. Электробус второго поколения вмещает 85 пассажиров, развивает скорость до 75 километров в час, заряжается от 8 до 12 минут и способен проехать без подзарядки 70 километров. Обещано, что работать он сможет при температуре воздуха до минус 40.

Две другие модели электробусов работают по иной схеме. Одна — с ночной подзарядкой, вторая — гибрид, заряжающийся по ходу движения. По словам генерального директора «Тролза» Ивана Котвицкого (именно это предприятие представило гибрид), спрос на такой транспорт есть.

— Мы уже поставили 100 машин по госпрограмме Крымского федерального округа, до конца года отправим 115 электробусов в Санкт-Петербург. И в ближайшие годы спрос будет расти. Да, эти машины более затратные в обслуживании по сравнению с обычными автобусами. Но на государственном уровне есть программа субсидирования, по которой компенсируется от 30 до 50 процентов от стоимости электробуса, — пояснил Котвицкий.

Развитие общественного электротранспорта в стране зависит от двух важных факторов. Первый — наличие инфраструктуры. Без станций подзарядки выпускать на маршруты электробусы бессмысленно, должно быть все в комплексе.

Второй — производители отмечают потребность в отечественном производителе качественных и конкурентоспособных батарей для электробусов. Пока из-за отсутствия таковых приходится применять дорогие импортные комплектующие. Если же в стране будут собственные разработки, это, во-первых, поможет с утилизацией отработанных батарей, а во-вторых, обеспечит конкурентную цену. Именно это станет толчком для развития высокотехнологичного электротранспорта в России.

Фото: Виктория Чернышева

Нужны российские батареи

О проблемах с производителями батарей заявил и генеральный директор Ульяновского автозавода Вадим Швецов. Предприятие работает над гибридом на новой платформе «УАЗ ПРОФИ».

— Мы уже нашли партнера по батареям — это компания «Ренова». Гибрид, который мы хотим представить следующим летом, должен соответствовать ряду требований. Это расход бензина — не более 5-6 литров на 100 километров и минимальный пробег на электротяге — не менее 50 километров. Стоимость автомобиля определит цена батареи. Пока гибрид с импортной батареей емкостью 20 мегаватт стоит примерно 8-9 тысяч долларов. Мы хотим снизить цену до 5 тысяч долларов, — отметил Швецов.

Отечественные разработки батарей уже есть: об этом на Госсовете рассказал глава «Роснано» Анатолий Чубайс:

— Электрификация городского транспорта — это уже не теория. Москва идет по пути электробусов, Питер — по пути троллейбусов с удлиненным ходом. Совершенно очевидно, что электрификация в городском транспорте – это назревший тренд. Наша компания освоила литий-ионные аккумуляторы. Так что развитие электротранспорта — важная стратегия, которая дает возможность правильно определять долгосрочные планы.

Пока расклад таков: себстоимость поездки на электробусе ниже, чем на обычном автобусе. Ниже у электротранспорта и экплуатационные расходы. Но высока начальная цена — электробусы стоят в 2-2,5 раза дороже бензиновых аналогов.

— Но на 6-7 год электробусы окупаются. Так что перевозчикам нужно лишь сделать первый шаг: найти финансы и приобрести технику, в том числе, используя субсидии. Расходы отобьются, — уверены производители. — Сегодня обновление парка общественного транспорта в стране — на уровне 3-4%. Это очень мало. Мы со своей стороны инвестировали в новую линейку продукции. Теперь в стране нужно создать систему для того, чтобы электротранспорт стал доступнее.

Фото: Виктория Чернышева

Кстати

На выставке тольяттинские производители, компания «ЗЕТТА», представили свой «ответ» Tesla. Это автомобиль без трансмиссии, с кузовом из композиционных материалов.

Как рассказал генеральный директор компании Денис Щуровский, автомобиль 4х4 имеет четыре асинхронных безредукторных мотор-колеса.

— Это позволило нам отказаться от дорогостоящих компонентов: коробки передач, раздаточной коробки, валов и так далее. Они уменьшают энергоэффективность автомобиля. Мы же имеем благодаря этому улучшенные параметры. Например, на батарее, на которой Tesla проедет 600 километров, наш автомобиль преодолеет 1 200 километров, — рассказал Щуровский.

Пока разработчики представили ходовой макет. Представить пилотный автомобиль они планируют через 2-3 года. Его стоимость, опять же, пока обуславливается ценой батареи. Вариант с пробегом в 200 километров без подзарядки будет стоить от 500 тысяч рублей.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №41 от 4 октября 2017

Заголовок в газете: Курс на электробусы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру