«Заноза» для чиновников

В Ульяновске инвалиды-колясочники борются за создание доступной среды

В Ульяновске продолжается противостояние чиновников и инвалидов-колясочников. Первые рапортуют о создании безбарьерной среды, в которую каждый год вкладываются приличные бюджетные средства. Но люди с ограниченными возможностями говорят об обратном. Для них недоступным является даже самый центр города.

В Ульяновске инвалиды-колясочники борются за создание доступной среды
Фото: Виктория Чернышева

Нарушения без исправления

Колясочник Егор Озерцов - «заноза» для многих ответственных за безбарьерную среду чиновников. Много лет он пытается отстоять свои права и заставить застройщиков и дорожников работать по нормам и правилам, а сотрудников горадминистрации — тщательно следить за их соблюдением. По заявлениям Егора инициирована не одна проверка прокуратуры, выиграно два десятка судов. Однако исполнять их решения городские власти не спешат.

Егор рассказал об очередной попытке обратить внимание на вопиющие нарушения, которые допускаются при ремонте тротуаров в центре Ульяновска. История началась в прошлом году, когда молодой человек встретился с главой исполкома регионального отделения ОНФ Владимиром Воронковым.

- Я обратил внимание на то, что тротуар рядом с центральным входом в областную детскую клиническую больницу не оборудован бордюрным пандусом, - рассказывает Озерцов. - Руководство больницы знает об этом нарушении, так как их представитель участвовал в комиссионной проверке доступности больницы, проходившей несколько лет назад. Тогда нарушение пообещали исправить, как только появятся необходимые денежные средства. Также я напомнил Воронкову, что полтора года назад руководитель рабочей группы по социальной защите Ульяновского регионального отделения ОНФ, она же главврач областной детской клинической больницы, Анна Лебедько, была привлечена прокуратурой к ответственности за уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов. Причем не за бездействие, а за то, что на выделенные из бюджета 3,5 миллиона рублей работы проведены с грубыми нарушениями нормативов. Поручни были установлены неправильно, угол наклона пандуса значительно превышает норму.

В прошлом году городские власти провели аукцион на проведение ремонта тротуаров на 12-ти улицах Ульяновска. Исполнитель должен был до декабря 2016-го провести все необходимые работы и обустроить бордюрные пандусы, чтобы по ним легко проезжали коляски. Аукцион успешно разыграли, был определен победитель. Но воз и ныне там. Сейчас уже сентябрь 2017-го, а дорожники сделали тишь треть бордюрных пандусов.

В аукционе была указана и улица Красногвардейская, о которой выше говорил Егор, и вход в детскую областную больницу. Но бордюрные пандусы здесь так и не сделали. Заезд в больницу и проезд вдоль нее на электроколяске, на которой передвигается Егор (пользоваться механической коляской, помогать себе руками он не может), до сих пор невозможен.

 

Фото: Егор Озерцов

«По просьбе жителей»

Таких примеров в центре Ульяновска, увы, много. Мы не один раз ходили в рейд по улицам вместе с Егором — тестировали городскую среду на доступность. Увы: нормально колясочники не могут попасть ни в чиновничьи учреждения, ни в культурные.

Прокуратура привлекла в прошлом году руководителя дворца с громким названием «Губернаторский» к ответственности за уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов.

- На создание доступной среды для инвалидов в «Губернаторском» из бюджета было выделено 1,8 миллиона рублей. Но здание не стало более доступным для инвалидов, — уверяет Егор.

К проблеме недавно подключился депутат ульяновского заксобрания Геннадий Антонцев.

- Несколько лет назад город реализовал масштабный проект «Уютный двор». Потом центр Ульяновска массово мостили плиткой. Сегодня реализуется проект «Формирование комфортной городской среды». При реализации всех этих мероприятий можно было (а при строительстве новых дорог и тротуаров нужно и сегодня) учесть одну «мелочь» — сделать съезды с тротуара на проезжую часть улицы максимально удобными для маломобильных граждан, — говорит депутат.

Антонцев подтвердил, что подрядчики как не выполняли, так и не выполняют требования нормативов. Что самое интересное, по словам высоких чиновников, против правильного обустройства бордюрных пандусов выступают… сами горожане. Вот что рассказал депутат о ситуации во дворе дома №10 по улице Гоголя:

- Глава администрации города Алексей Гаев сообщил, что он в курсе требований, но против правильного обустройства съездов выступили сами жители дома. Причина? Они опасаются, что на тротуар станут заезжать автомобили… Поскольку горожане – главный заказчик «комфортной среды», сказал Гаев, то съезды стали делать примитивно: положив на бок метровый бордюр. Обнижения, заверил глава, сделают все равно, а торчащие углы бордюра подпилят. По поводу метровой ширины, он добавил, что ее, исходя из размеров инвалидной коляски, вполне достаточно. Эта история поставила меня в тупик. С одной стороны – законное, технически обоснованное требование обеспечения доступности среды для маломобильных граждан. С  другой — «хотелки» жителей. Но очевидно, что никакой бордюр еще ни разу не был помехой для водителей, решивших приткнуть свою железяку чуть ли ни к дверям подъезда.

Егор Озерцов прокомментировал эту историю так: «Допускать какие-либо работы в ущерб маломобильным гражданам — так могут размышлять только очень подлые люди. Чтобы автомобили не заезжали на тротуар, нужно устанавливать ограждающие тротуар конструкции. Почему в Москве это норма, а у нас нет? У нас профанация, а не комфортная среда…».

Фото: Виктория Чернышева

Опасно для жизни

Статистика такова: более 90% тротуаров и дорог пересекаются с перепадом высот около 15 сантиметров. Зачастую тротуары и дороги в местах пересечения разрушены. Итог: проехать самостоятельно человеку на инвалидной коляске без нормально, по нормам обустроенных бордюрных пандусов, совершенно невозможно.

А обустраиваются съезды с нарушениями. «В подавляющем большинстве дворов ширина бордюрного пандуса равна одному метру, то есть, меньше минимума — допустимых 1,2 метра в условиях сложившейся застройки и в затесненных местах. Продольный уклон значительно меньше минимального – 10%. Перепад высот между нижней гранью съезда и проезжей частью зачастую превышает предел, равный 0,015 метра. При этом большинство «съездов» с обеих сторон ограничены острыми ребрами торцов бордюров, что является небезопасным для не только маломобильных групп населения, но и для обычных пешеходов», — написал в письме к подрядчику, занимающемуся ремонтом тротуаров, Антонцев.

Неужели остается ждать, пока «клюнет жареный петух», и случится какое-нибудь ЧП?

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №39 от 20 сентября 2017

Заголовок в газете: «Заноза» для чиновников

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру